Дети работающих родителей
Вопрос, связанный с организацией заботы о ребенке, не
заканчивается тем периодом, когда он достигает школьного возраста. Работающие
родители также сталкиваются с проблемой организации заботы о детях школьного
возраста до или после школы. Многие родители вынуждены смириться с тем, что
детям необходимо самим заботиться о себе в часы между окончанием школы и
возвращением родителей домой с работы. Психологи называют такую ситуацию
самозаботой, хотя этот термин не совсем точен, поскольку многие такие дети хотя
бы часть времени находятся под присмотром старших братьев или сестер. Более
правильным термином, обозначающим детей, которые проводят время после школы без
надзора со стороны взрослых, можно считать выражение дети работающих родителей.
Очень трудно установить точное количество детей работающих
родителей, отчасти потому, что практика предоставления ребенка самому себе
получила негативное освещение в прессе, поэтому родители с неохотой признают,
что их дети часть времени заботятся о себе сами. По данным самых современных
оценок, от 5 до 10% детей в возрасте 6-13 лет в Соединенных Штатах по крайней
мере часть своего дня предоставлены сами себе. В семьях, в которых все взрослые
работают, этот показатель примерно в 2 раза выше.
Чаще всего предоставлены сами себе дети 10 лет и старше,
обычно после школы. Причем такое положение дел характерно не только для семей,
живущих в бедности, этот показатель примерно одинаков для каждого социального
класса.
Существует относительно небольшое количество хороших
исследований, сообщающих о возможных последствиях такой ситуации для детей.
Однако более удачные современные исследования сообщают о незначительных либо
умеренных негативных последствиях: дети работающих родителей более уязвимы к
давлению сверстников и чаще подвергаются жестокому
Только в том случае, если матери младенцев были относительно
нечувствительными к их потребностям, посещение дневного центра или других видов
воспитательных учреждений приводило к формированию менее безопасной
привязанности. У тех младенцев, которые находились в условиях сочетания двух
негативных факторов — нечувствительности матерей и низкого качества воспитательного
учреждения, — отмечался повышенный риск формирования небезопасной
привязанности. Если же младенец находился в дневном центре высокого уровня, то
безопасная привязанность формировалась с такой же вероятностью, что и у любого
другого ребенка.
Однако и здесь мы должны поднять несколько маленьких флажков
предосторожности. Исследователи из NICHD также обнаружили, что матери детей,
посещающих детский центр, демонстрировали очень незначительное увеличение
тенденции вести себя менее чувствительно по отношению к своим детям в сравнении
с матерями, воспитывающими детей дома. Обратите внимание, что это воздействие
не было настолько существенным, чтобы оказать влияние на вероятность
формирования безопасной привязанности к матери. Дети в дневном центре с такой
же вероятностью, что и дети, воспитывающиеся обращению с их стороны, они
демонстрируют менее развитые социальные навыки, более низкую успеваемость в
школе, а также более высокий уровень агрессивности/делинквентности. Некоторые
из этих негативных последствий, особенно в отношении уровня агрессии или
делинквентности, сильнее проявляются среди детей работающих родителей из
городских семей с низким доходом; дети работающих родителей из семей среднего
класса, семей городских окраин или из сельской местности также получают более
низкие оценки в школе, но отмечаемые отклонения в их поведении можно считать
незначительными. Другие исследования указывают на вероятность того, что дети
работающих родителей могут не отличаться от других детей по школьной
успеваемости, самооценке или подверженности давлению сверстников, если у них
существует четкий распорядок дня и так или иначе осуществляется контроль со
стороны взрослых, например по телефону или с помощью соседей. Если эти условия
не соблюдаются, то у ребенка, который предоставлен самому себе, могут
обостриться все существующие проблемы.
Что касается подростков, находящихся в условиях отсутствия
контроля в течение какого-то времени ежедневно, дела обстоят лучше у тех из
них, кто проводит время без надзора в своем доме, чем у тех, кто проводит
время, «слоняясь» со своими друзьями или в их доме. По- видимому, в последнем
случае подростки особенно подвержены давлению со стороны сверстников, особенно
в период чувствительности к влиянию сверстников, который отмечается в начале
подросткового возраста.
В целом, относительно скудные экспериментальные данные
свидетельствуют о том, что условия самозаботы не являются однозначно
негативными, в чем пытаются нас убедить многочисленные сообщения в популярной
прессе. Родители могут организовать необходимый надзор за детьми и обойтись без
негативных последствий. Но если условия самозаботы становятся одной из
составляющих целого ряда проблем, включая недостаток альтернативного надзора со
стороны взрослых, опасный квартал проживания, высокий уровень дистресса в семье
или другие существенные изменения, то такая ситуация определенно заключают в
себе риск дома, устанавливали безопасную привязанность к своим матерям. Все же
отмечается небольшое потенциально негативное влияние.
Комбинируя эти данные с тем, что я уже сказала о влиянии
детского центра на интеллектуальное развитие и другие аспекты личности, вы
можете увидеть, что качество воспитания в альтернативных условиях является
критическим фактором. Учреждение высокого уровня обычно связано с позитивными
или нейтральными результатами, тогда как непоследовательная или низкого
качества опека над ребенком может оказаться для него вредной.
К несчастью, детские воспитательные учреждения в Соединенных
Штатах не всегда, и даже редко, соответствуют высокому уровню. Большинство
исследователей, которые осуществили оценку детских воспитательных учреждений,
пришли к выводу, что в среднем их уровень можно оценить как в лучшем случае
удовлетворительный или посредственный; в некоторых учреждениях уровень крайне
низкий. Если вы стоите перед необходимостью выбора учреждения для вашего
ребенка, как вы можете оценить его уровень? Таблица 14.2 предоставляет вам
точку отсчета, перечисляя характеристики программ хорошего качества.
Школа — еще одна жизненно важная «микросистема», которую
посещают практически все дети в большинстве культур. Как правило, школа
начинается с 5-7 лет и в индустриальных странах обычно продолжается до 16 лет
или старше. Во время этих 10 или более лет ребенок усваивает огромное
количество фактов и формирует новые и гораздо более сложные формы мышления,
многие из которых я обсуждала в главе 6. Какую роль обучение в школе играет в
этом наборе когнитивных изменений? Служит ли обучение в школе причиной
когнитивных сдвигов, которые Пиаже называет конкретными и формальными
операциями?
Источник: thefashion.ru