Этикет по-африкански
Насколько это не «пустые» слова, свидетельствуют традиции, до сих пор сохраняемые многими народами Африки, Азии, Латинской Америки. Вот несколько примеров-. Но сначала общее замечание: основа выбора имени — осторожность. Новорожденных оберегают от злых духов, недобрых людей, зависти и т. д. Поэтому ребенок получает сразу несколько имен, среди которых спрятано то единственное, НАСТОЯЩЕЕ имя, которое будут знать только самые близкие, он и духи-покровители. Имя это настолько тайное, что иной раз даже жена (или муж) до самой смерти не знает его. А остальные имена играют роль маскировки и подбираются примерно так же, как когда-то на Руси «от взора и естества» или по чертам характера (правда, их надо уметь предугадывать); или исходя из пожеланий на будущее. Журналист В. Корочанцев рассказывает в своей книге о веселом танзанийце по имени Марадуфу, т. е. Дважды. Родители дали ему такое имя, потому что очень любили сына и хотели, чтобы у него всего было вдвое больше, чем у них. А камерунцы убеждены, что человек без имени опасен и сам себе, и окружающим. Поэтому каждого новорожденного стараются наречь в установленные традицией сроки. Считается, что имя определяет предназначение жизни младенца, ее направленность. А зависит оно от очередности появления ребенка на свет. Первую девочку нарекают именем бабушки по отцу, вторую — бабушки по матери. Первый мальчик будет носить имя маминого отца, второй — собственного родителя. Если появится третий, ему дадут имя кого-то из мужчин материнской семьи. Но если ребенок родился без помощи повитухи, неважно — первый он или пятый — его нарекают именем Васе, т. е. нечто упавшее, неожиданно свалившееся. Если семья теряет одного за другим несколько детей, считается, что действует злой рок и его пытаются обмануть, подбирая следующему ребенку имя, что называется, «мусорное». Его назовут Нкури- ну — Чепуха, Мусор, Вздор; или Ндунудуну — Еще Больший Вздор, Ну, зачем, скажите, уважающему себя духу нужен ребенок, которого так мало ценят даже родители!
Разумеется, невесело на белом свете с таким именем. Но африканские законы позволяют его сменить. Правда, цель будет все та же — запутать, сбить с толку недоброжелательных духов. Однако вместо Мусора можно приобрести что- то более презентабельное. Конечно с учетом социальных различий. Новое имя вельможи, например, будет использоваться при дворе или в том коллективе, где человек работает. За пределами дворца или офиса останется старое. Или — опять же в целях маскировки — африканцы берут христианские (в основном английские или французские) имена, камуфлируя ими свои истинные тайные, или меняя одно из данных при рождении. И такие сочетания как Джон Иди фон, Джозеф Каке, Мартин Мфомбе и им подобные совсем не редкость. Или такой «именной метис» — Эстер Буйю (Хохотушка). Так назвали девочку при рождении, и автор с удивлением отмечает, что родители очень точно подобрали второе имя. Эстер выросла веселой оптимисткой, озорной и смешливой. Хотя в этом (и вообще подобных случаях) может быть сознательное подстраивание под родительский выбор. Попробуйте с таким именем быть нытиком и плаксой. Да засмеют!
И еще надо не забывать, что африканцы (и многие другие народы) при подборе имен исходят ТОЛЬКО из заботы о будущем ребенка, его судьбе. Никакие суетные сообраясе- ния никакой роли не играют. Поэтому зачастую антропонимика народа может содержать менее сотни имен, но все они без исключения призваны помочь человеку стать добрым, умным, сильным, стойким. При этом нередко используются символы животного и растительного мира,, или материального достатка, или привязки к престижным профессиям. Например, Изимба — лев, Мавлиму — учитель, Луленда — гордость, Аквакате — тот, кто не падает, Эбен- га — голубь, Мафуту — масло и т. д. Как родителям удается угадывать будущие внешние данные, способности, характер — сказать трудно. Но В. Корочанцев так описывает человека по имени Тембо (слон): статный, серьезный, уверенный и спокойный, как и его «тезка» — гигант саванны. А военнослужащий из числа его знакомых носил имя Хари- потсе — тот, кто никогда не промахивается. Он действительно был очень метким стрелком. Впрочем, вполне возможно, что и здесь мог сработать «эффект хохотушки», когда, скажем, Харипотсе пришлось стать метким стрелком, чтоб не засмеяли... Но самый яркий пример совпадения имени и судьбы — известный всему миру Нельсон Мандела — первый темнокожий президент ЮАР. При рождении мальчик получил имя Ролихлахла, что значит Мятежный Духом. Что это: мистическое прозрение или Божий промысел?
Источник: thefashion.ru